Режим работы: ПН-ПТ 9:00 - 18:00 по Московскому времени | Работаем по всему миру | email: can.consalt@gmail.com | tel: +7 (985)219-79-78
Напишите свой вопрос WhatsApp

Стадии развития бизнеса и его владельца

Как финансовая отчетность ведет к росту профессионализма собственника
Дмитрий Фурье

Собственник и финансовая отчетность

Каждый владелец бизнеса начинает свой бизнес, проходя несколько стадий роста профессионализма вместе с ростом компани.

Те, кто остались на уровне ремесленничества, больших результатов не достигают. Есть предприниматели, которые растут быстро и строят крупные компании за счет роста своих навыков менеджмента, организации, планирования. В управлении финансами можно выделить четыре фазы.

Первый уровень: Фаза «всё по факту».

Многие начинают свой бизнес с того, что становятся ремесленниками в своём деле. Ты один, и кажется уже не работаешь на дядю, и есть первые клиенты.

На этой фазе бизнес строится на интуиции, чувстве рисков и вере в успех. Ситуация часто характеризуется пробованием новых направлений. Многие компании долго остаются на этом уровне, и даже бывают вполне успешны.

Обычно на этом этапе, еще нет желания заниматься управленческой отчетностью, а ты больше сосредоточен над тем, чтобы получить свои первые охваты, сделать первые продажи и найти и удержать первых клиентов. Пока ну совсем не до отчетности.

Второй уровень: Мыслим деньгами.

Предприниматель понимает, что он вырос из ремесленничества и начинает строить небольшой бизнес. Появляются первые сотрудники или партнеры, делящие обязанности. Обычно, на этой фазе у некоторых вместе с партнёрами включается режим, «давай работать в бизнесе за всех».

На этой стадии возникает первая необходимость задумываться о цифрах. Предприниматель начинает записывать все приходы и расходы, что создает прототип отчета о движении денег.

Это может быть таблица в иксельке, или просто какой нибудь приложение на телефоне, чтобы хоть как-то понимать что происходит с деньгами.

У компании уже могут появиться целые отделы, появляется базовая отчетность и операционные отчеты. Стабильные обороты и сотрудники свидетельствуют о необходимости более точного планирования и контроля. Но пока есть только отчет о движении денег, собранный на коленке несколько лет назад.

И собственник понимает, то уже «вырос» из одного отчета, потому что начинает плохо понимать, что происходит в бизнесе.

Третий уровень:
Мыслим прибылью и эффективностью

Собственник начинает задумываться об эффективности. Чаще всего на этой фазе, если нет учёта, появляются вопросы: «Где деньги?», «Который год уже пашу за всех, а сотрудники зарабатывают больше меня?», «Я вообще что-то зарабатываю?», «Деньги есть, а не чувствуется» и другие вопросы, вызывающие бурю эмоций.

В этот момент у компании появляется необходимость следить за своей эффективностью, а именно — за способностью генерировать чистую прибыль.

Прибыль — кровь бизнеса, без неё невозможны ни рост компании, ни создание её устойчивости.
У кого-то это проявляется в создании и совершенствовании операционных отчетов: учет сделок, учет загрузки сотрудников, учёт рабочего времени и другие виды учёта результатов.

Примерно в этот же момент появляется прототип отчёта о прибылях и убытках, и в компании возможно появляется штатный финансовый директор или финансист на аутсорсе, либо собственник берет эту роль на себя.

Так или иначе, компания начинает задаваться вопросом «А сколько мы зарабатываем?», и начинает рассуждать и смотреть на всё через призму эффективности, результативности и исполнения обязательств.

Четвертый уровень:
Мыслим собственным капиталом

На четвертом уровне у предпринимателя появляются вопросы: сколько моих собственных денег лежит в бизнесе и насколько они эффективно работают? Бизнес — это финансовый инструмент, такая же «коробочка по производству денег», как банковский вклад или покупка акций и облигаций на фондовом рынке. Вложения в эти инструменты дают какой-то процент выигрыша в обмен на риск, который ты на себя берёшь. Бизнес, как правило, считается высокорисковым инструментом.

Если ставки по банковским вкладам могут доходить до 16% годовых, а на фондовом рынке при грамотном управлении можно заработать 30% годовых, то в малом бизнесе можно делать 30%, 40%, 50% и более, даже до 100% годовых. На этой фазе, когда ты научился считать прибыль и твой бизнес приносит прибыль, порядок с деньгами, возникает другой вопрос: сколько твоих собственных денег сейчас занято в этом бизнесе? К тому моменту, как у тебя появляется этот вопрос, в твоей компании может быть «зарыто» и 35 миллионов рублей, и 70, и даже больше 100 миллионов рублей.
И здесь возникает вопрос: это история про 7-8% годовых или всё-таки про 60, 70 и 80%? На этом этапе появляется необходимость формировать баланс и смотреть на бизнес через призму уже трёх отчётов.

В таком случае возникает вопрос: как организовать бизнес не просто чтобы он был прибыльным и у него были деньги, а чтобы он стабильно наращивал те деньги, которые вложены?

Появляется вопрос: может быть, мне не свои деньги в бизнесе держать, а заемные, чтобы, оборачивая заемные средства и возвращая их в банк, оставлять процент себе?

Появляются вопросы: как эффективно использовать вложенные средства и стабильно выплачивать себе дивиденды? Здесь включаются вопросы: с помощью какого ресурса функционирует мой бизнес? Баланс помогает ответить на вопросы: какой уровень активов у меня, в чем они проявляются и чем вообще владеет моя компания? Насколько она богата? Насколько мой топ-менеджмент эффективно распоряжается тем, что я собрал в этом бизнесе?

Если к нему относятся безответственно, это приносит низкую доходность, а риски несу я, как собственник.

Эволюционно к четвертому уровню предприниматель проходит через определённый период времени.

Но есть и другой путь: некоторые предприниматели сразу начинают мыслить собственным капиталом, нанимая с самого начала квалифицированного финансиста, выполняющего функции финансового планирования и учёта.

Такой путь позволяет быстрее и с меньшим стрессом достичь высокого уровня профессионализма и выйти на стадию управления капиталом. Те, кто доходят до управленческого баланса потом и кровью, могли бы сделать это проще, если бы изначально озаботились вопросами финансов.

Управленческая отчетность — не волшебная таблетка, которая чинит
и делает бизнес прибыльным. Управленческая отчетность — это инструмент, который нужно применять вовремя.

Бизнес может расти и без неё, и у многих это получается. Но финансовая отчётность позволяет сделать рост более предсказуемым и управляемым, давая более чёткое понимание того, на чём прямо сейчас следует держать фокус внимания, чтобы рост был управляемым и стабильным, а сон предпринимателя — крепким.
Оставить заявку на встречу можно тут
Заполните форму с контактами, и мы свяжемся с вами не позднее следующего рабочего дня, чтобы согласовать дату и время встречи.
Сама встреча займет 30-40 минут.
Если во время консультации вы дополнительно хотите получить экспресс-анализ ваших показателей в сравнении со средними по отрасли, то обязательно заполните анкету, которая откроется после записи на встречу.
Читайте другие наши статьи
Показать еще