Как создать резерв для кассового разрыва

Почему тема актуальна именно сейчас, в начале августа? Потому что впереди для многих бизнесов активный высокий сезон, за который есть возможность создать (или хотя бы начать создавать) подушку безопасности.

В этой статье:
Для чего создаем и используем. Как пополняем
Данный вид резерва создается для:

  1. Финансирования деятельности в низкий сезон – деньги от покупателей не поступают, операционные расходы нужно платить
  2. Финансирования закупа товаров/материалов перед началом сезона – склады полупустые, начало сезона и важно, чтобы товар/материалы были для быстрого старта продаж
  3. Финансирование закупа материалов/товаров при росте продаж (рост оборотки) – товар привозим импортный, цикл оплаты поставщику за 2 месяца до начала поставки + потом еще 2 месяца срок доставки до нашего склада. Деньги необходимо вложить в оборот задолго до их возвращения от покупателей. Либо другая ситуация – в бизнесе, связанном с выполнением подрядов, срок оплаты за выполненные работы часто после сдачи всех работ, но в период исполнения работ необходимо финансировать материалы, ФОТ за свой счет
  4. Другие цели, связанные с финансирование операционной деятельности


Список открыт, эти деньги при необходимости можно извлечь и на инвестиционные цели, но лучше для инвестиций создавать отдельный резерв

Принцип пополнения следующий:


  • Собрали бюджет движения денег на какой-то период (от месяца до года)

  • увидели кассовый разрыв в 100 000 рублей (условная сумма)

  • Приняли решение, что финансируете из резерва

  • Ответственный СРАЗУ же формирует план восполнения. Принцип такой: взял из резерва – отдай/верни как только сможешь.
Какой объем резерва нужен
Определяется разными способами

  1. Считаем сумму операционных расходов компании * период месяцев низкого сезона + сумма закупа перед началом сезона. Низкий сезон длится с декабря по март

Например, операционные расходы компании в месяц 10 000 000 рублей. Для оплаты аванса поставщикам перед началом сезона нужно 45 000 000 рублей. Итого сумма резерва 10 000 000* 4 месяца + 45 000 000 = 85 000 000 рублей.

  1. На «глазок» - так создают обычно, если в компании нет финансиста. Примерно считают, что нужно на 3-4 месяца при выручке = 0, столько-то денег для поддержания жизнедеятельности.

Из бюджета движения денежных средств. Финасист создает и рассчитывает резерв
Связаться с нами WhatsApp
Какой способ создания резерва выбрать
  1. Равномерными долями. Для создания резерва есть 8 месяцев в году. 85 000 000 / 8 = 10 625 000 рублей в месяц нужно откладывать в резерв. Надежный способ

  2. Из крупного поступления. Т.е. вся сумма резерва создается из одного поступления. Но – это ненадежно, поступления может не случиться, либо деньги будут истрачены на что-то другое

  3. От каждого поступления – определенный %, например 5%. То есть с любых денег, поступивших в компанию, 5% сразу же отчисляется в резерв до его полного формирования. Самый надежный способ при исполнении условия «сразу же». Здесь важно при планировании денег навсегда запомнить, что компания распоряжается только 95% поступлений.

Стандартов «сколько нужно откладывать» нет, но в этот вид резерва рекомендуется направлять (до его наполнения) до 15% чистой прибыли. Для тех, кому нужен % от выручки, можно пересчитать, подставляя цифры вашей компании:

Выручка 150 000 руб/мес

Рентабельность чистой прибыли 20%, значит чистая прибыль = 30 000 рублей

Резерв на покрытие = 30 000 * 15 % = 4 500 рублей

Обратным счетом: 4 500 рублей/ 150 000 выручки = 3% в месяц
Когда нельзя создавать «подушку безопасности»
  1. Когда в компании затянувшийся убыток. Внимание: не кассовый разрыв, а убыток! Принципиально разные вещи. В этот момент перестроить финансовую модель так, чтобы сначала пройти точку безубыточности, а затем создавать резерв.

  2. Когда собственников несколько и между ними нет соглашения о резервах. Потому что задергаете финансиста и друг друга

  3. Когда резерв уже есть и принимается решение «создать побольше». Обычно это обозначает, что компания нашла отличную финансовую модель и денег много, больше, чем собственники были готовы «переварить» и нет решения по дальнейшей стратегии
Кто должен отвечать за создание и использование этого резерва и как ему об этом сказать
Кто отвечает:
1. Финансист
2. Главный бухгалтер
3. Директор

Как ему об этом сказать:
С помощью файла Решение, который входит в комплект документов для скачивания.

Как регулировать:
Это блок учетной политики (Пример регламентирующих документов доступен для скачивания)

Где хранить резерв:
Отдельный расчетный счет, чтобы он не попадался на глаза каждый день и не было соблазна купить/расширить/пристроить и как-то по-другому истратить.
Записаться на бесплатную консультацию
Заполните форму с контактами, и мы свяжемся с вами не позднее следующего рабочего дня, чтобы согласовать дату и время консультации.
Сама консультация займет 30-40 минут.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Если во время консультации вы дополнительно хотите получить экспресс-анализ ваших показателей в сравнении со средними по отрасли, то обязательно заполните анкету, которая откроется после записи на консультацию.
Читайте другие наши статьи
Скачайте бесплатно комплект документов (4 шт), которые помогут в создании резерва
Заполните небольшую форму ниже
Ваше имя
Ваш email
Отрасль вашего бизнеса
Ваш телефон
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Показать еще