Режим работы: ПН-ПТ 9:00 - 18:00 по Московскому времени | Работаем по всему миру | email: can.consalt@gmail.com
Как правильно спрогнозировать
доход и прибыль вашего бизнеса

Автор: финансовый директор Canconsult Татьяна Павлова
3 правила реализации финансового плана
В этой статье расскажу, зачем нужен финансовый план и нужен ли он в сегодняшних условиях. Вы узнаете 3 правила успешной реализации плана и на что надо обращать внимание, когда вы принимаете решение на основе этого плана.

Начну с прекрасной цитаты из книги «Алиса в стране чудес», которую вы, наверняка, знаете: «План, что и говорить, был превосходный, простой и ясный, лучше не придумать.
Недостаток у него был только один - было совершенно неизвестно - как привести его в исполнение…»

И очень часто в бизнесе я слышу именно такой посыл: «Зачем нужен финансовый план, если он все равно не исполняется?» Этот вопрос часто возникает даже в боле-менее стабильные времена, и тем более возникает сейчас, когда не знаешь, что будет завтра и тем более через год.
Финансовый план - это один из важных инструментов управления деньгами
Зачем нужен финансовый план?
Все, что мы видим вокруг - столы, стулья, одежда на нас и другое - все это кто-то когда-то спроектировал, придумал, спрогнозировал, и без этого вещь не появилась бы.

Так же и в бизнесе. Если вы задумываетесь, каким хотите видеть свой бизнес, то вам его нужно спроектировать, спрогнозировать, увидеть тот результат, к которому вы хотите прийти. Результатом в бизнесе всегда является прибыль.

Финансовый план - это своего рода дорожная карта, на которой мы можем увидеть, по какому пути мы пойдем к результату. Каким образом мы можем получить желаемую прибыль. Потому что пути могут быть разными.
Финансовый план нужен, если вы:
  • хотите построить стабильно растущий и финансово устойчивый бизнес, финплан здесь будет навигатором.
  • хотите посмотреть, как различные ваши решения отразятся на финансовом результате, то есть прибыли. И финплан здесь как финмодель, с помощью которой можно помоделировать и посмотреть разные варианты решений.
  • хотите открыть новое направление в бизнесе: изменение технологии, запуск нового продукта, выход на новый рынок. Финплан в этом случае поможет определить эффективность нового направления.
Правила реализации финансового плана
1 правило: Сделать несколько сценариев плана.
Планы должны быть написаны на песке, но цели вылиты из бетона. Прежде, чем принять план к действию - сделайте несколько вариантов/сценариев плана.

2 правило: Планировать сверху вниз и снизу вверх.
Планирование - это всегда совместная работа всего коллектива. Собственник может поставить цели на год. Но есть разные варианты - как к этим целям прийти, и эти варианты должны исходить от руководителей подразделений.
Самая главная цель, из которой надо исходить - это желаемая прибыль. А варианты ее достижения могут быть разными, не всегда только через рост объемов продаж.

Пример
Торговая компания, в которой отлажен бизнес-процесс финансового планирования.
Каждое подразделение делает свои бюджеты, собственник спускает план продаж и прибыли. Дальше идет стыковка между цифрами и в итоге бюджет утверждается на месяц. Дальше каждый руководитель подразделения отвечает за свой бюджет и при этом понимает, что все затраты можно будет потратить, если будет выручка.

3 правило: Контроль исполнения плана и своевременная корректировка.
Финансовый план - это живой инструмент, это не догма, его можно и нужно менять, особенно, если что-то идет не так. Нужно сверять план-факт, делать корректировки. Для этого у нас есть несколько сценариев и есть цель, к которой мы хотим прийти.

Инструменты финансового планирования
  • План доходов и расходов, который покажет ожидаемую прибыль и объем продаж. Здесь важен делать расчет точки безубыточности - минимального объема продаж, который покроет все затраты и прибыль.
  • План движения денежных средств, который поможет избежать кассовых разрывов.
  • Балансовый план, в котором вы увидите изменения своих активов.
Как нужно планировать сейчас - в условиях турбулентности?
Сейчас самое главное - быть гибкими, быстро реагировать на те изменения, которые происходят вовне.

Планировать в любом случае надо на год, но каждый квартал, а то и месяц пересматривать план, сверяясь с фактом. Вносить корректировки – смотреть, как реализуется цель. Применять дашборды, панель показателей - быстро понять и быстро отреагировать. Контролировать те затраты, на которые можем повлиять. Оценить имеющиеся ресурсы - материальные запасы, персонал, помещения. Как их эффективно использовать? Например, лишнюю площадь (даже если помещение в аренде) - сдать в субаренду. Работников бухгалтерии - перевести на аутсорсинг. Выявить неликвиды и распродать их. Выявить те показатели, которые существенно влияют на прибыль. Сделать анализ чувствительности.

Пример
В одной из торговых компаний такой анализ показал, что на прибыль самое существенное влияние оказывает не продажи, а уровень переменных затрат, то есть закупочная цена товаров и доставка. Поэтому, договариваясь с поставщиками на более льготные условия, вы сможете увеличить прибыль, не увеличивая объем продаж.

Управляем рисками
Те, у кого в компании проектное управление - знают, что для каждого проекта есть обязательный пункт - управление рисками. Сейчас нужно так же делать для любой компании. Добавить пункты риска и прописать заранее - что будете делать в этом случае. Создать Библиотеку решений.

И еще один важный момент в планировании на след год: уделить особое внимание
планированию затрат на маркетинг и продвижение.
Анализируйте потоки клиентов:
  • где находится ваша ЦА?
  • что интересует клиентов именно сейчас?
  • какой продукт они готовы покупать?
  • какой канал продаж для вас сейчас самый эффективный?

Делайте расчет эффективности каждый месяц и корректируйте планы на следующий месяц. И делайте расчеты юнит экономики:
  • во сколько вам обходится 1 клиент?
  • сколько стоит его привлечение?
  • сколько прибыли приносит клиент?
На что обращать внимание при принятии решений на основе плана?
  • Все ли затраты учтены при росте или падании продаж. Пройдитесь по бизнес-процессам и выявите те затраты, которые могут появиться или, наоборот, исчезнуть. Например, в торговой компании выяснилось, что при росте объемов продаж логистического направления намного выросли затраты на картридж, бумагу - подготовка документов и зарплата бухгалтеров.
  • Изменится ли численность персонала? Увеличится или уменьшится?
    Это как раз такие затраты, которые вы можете контролировать.
  • Как поменялись расходы по самым объемным накладным затратам? Аренда, зарплата, и как их можно оптимизировать.

Приходите на бесплатную консультацию, обсудим задачи вашего бизнеса.
Напишите свой вопросWhatsApp
Запишите меня на встречу
на удобное время
Заполните форму с контактами, и мы свяжемся с вами не позднее следующего рабочего дня, чтобы согласовать дату и время встречи.
Сама встреча займет 30-40 минут.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Если во время консультации вы дополнительно хотите получить экспресс-анализ ваших показателей в сравнении со средними по отрасли, то обязательно заполните анкету, которая откроется после записи на встречу.
Читайте другие наши статьи
Показать еще