От текущей ситуации пострадал весь малый бизнес. Особенно – тот, в чьей цепочке продуктов большая доля импортных составляющих. Меняться так или иначе придется всем, ведь не отменяется ответственность предпринимателя за коллектив и развитие предприятия. Предприниматель в России – это очень приспосабливающийся класс.
Canсonsult тоже помогает бизнесу пережить смутные времена с минимальными потерями. До известных нам событий, основной запрос от предпринимателей приходил на составление управленской отчетности. Сейчас фокус сместился на составление прогнозов, разработки сценариев влияния роста цен на финансовое состояние компаний. Мы выступили с предложением к нашим клиентам – просчитать несколько вариантов развития бизнеса клиентов на ближайшие 3-6 месяцев. Разработка такого сценария поможет понять, где у предприятия «узкие места», как он может измениться под влиянием тех или иных факторов.
Приведу пример того, как бизнес адаптируется под текущие условия. Наша компания работала с сетью автосервисов. Когда началась спецоперация на Украине, стало очевидно: комплектующие для автомобилей подорожают и будут труднодоступны. Первое что мы сделали вместе с директором - рассчитали новый комплект услуг и укомплектовали высоколиквидные товары услугой, чтобы повысить доходность.
Сейчас вообще важно всеми способами увеличивать ценность продукта. Это делается даже не столько для роста доходности (мы же все понимаем, что с поставками пока очень туго, логистические связи нарушены, курс доллара резко вырос), а для ее сохранения на прежних или близких к прежним значениях.
Что еще поможет предпринимателям в эти неспокойные времена? Планирование. Правда, недолгосрочное. Я уже говорила, что спланировать более-менее точный сценарий сейчас сложно. Но сформировать модель, в которой можно подставить разные значения критичных факторов (цены на логистику, цены на товары, материалы) – необходимо. Это позволит увидеть поведение денежных потоков и подготовиться к ситуации, а также установить для своего бизнеса критичные пороги показателей, за которыми нужен контроль. Причем, сценарий должен быть трех видов: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Исходя из каждого из них, необходимо выстраивать вектор дальнейшего движения.
Нас часто спрашивают: какую статью расходов можно оптимизировать в кризис? Тут нет единого правильного ответа, так как все зависит от отрасли. Некоторые думают, что можно сэкономить на ФОТ. Не самое правильное решение. Подумайте – вы вкладывались в своих людей, обучали их, действительно ли вы хотите обнулить эти старания? Другие считают, что сэкономить можно на маркетологах. Но если вы не будете продвигать свою компанию сегодня, рассказывать о своих новых товарах, услугах и продуктах, завтра про вас все забудут.
Если уж и сокращать людей, то не по функциям, а по степени отдачи в бизнес. Посмотрите на тех, кто не очень лоялен бренду.