Чтобы с компанией не произошло что-то похожее, надо отслеживать несколько бизнес-показателей, которые покажут объективное состояние компании.
- Выручка – это сумма всех выполненных обязательств перед клиентами
- Переменные расходы – это расходы, которые меняются вместе с выручкой
- Постоянные расходы – постоянными называются не потому, что сумма одинаковая каждый месяц, а потому что не зависят от выручки
- Чистая прибыль – это деньги, которые остались после вычета всех расходов, налогов, кредитов, амортизации
- EBITDA – это прибыль до вычета налогов, кредитов, амортизации. Позволяет сравнивать компанию с другими
- Рентабельность – её можно контролировать рентабельность по марже, по валовой прибыли, по операционной прибыли, по чистой прибыли, рентабельность активов и собственного капитала. Каждый вид рентабельности может сигнализировать о проблеме на своем уровне. Анализируем в динамике – если растет – хорошо, если падает – проверяем
- Точка безубыточности – это та выручка, которая позволяет компании выйти в ноль. Чем ближе точка безубыточности к началу месяца, тем лучше. Если точка безубыточности растет, то нужно проверять постоянные, переменные расходы, маржинальную рентабельность
- Средний чек – индикатор ситуации с продажами. Помогает оценить ситуацию с продажами и эффективность маркетинговых компаний
- Дебиторская задолженность
Необходимо отслеживать, для предотвращения кассового разрыва - Выручка или прибыль на одного сотрудника
Необходимо контролировать чтобы с ростом штата показатель на одного сотрудника не падал.
В зависимости от характера бизнеса перечень этих показателей может варьироваться.
Собственник бизнеса, не тратя много времени и сил, должен иметь полную картину состояния
своего бизнеса.
Для этого собственнику надо предпринять ряд действий: - Выбрать показатели
- Утвердить регламенты финансового учета по каждому показателю и предоставлению отчетности
- Утвердить формы отчетности
- Назначить ответственных за финансовый учет.
По материалам финансового директора Canconsult Ильдара Мухаметзянова