Меня зовут Наталья Эйдинова. Я финансовый директор более 25 лет. Поработала в разных компаниях: в розничной и оптовой торговле, автобизнесе, на производстве, в медицине и других сферах. Уже более 10 лет я – собственник консалтинговой компании Canconsult. За это время мы помогли сотням клиентов, которые столкнулись с кассовыми разрывами. В этой статье поделюсь своим опытом, как реагировать на разрывы и что делать, чтобы они не возникали.
Первым делом давайте разберемся, что такое «кассовый разрыв»?Ситуация, когда денег у бизнеса намного меньше, чем ему предстоит заплатить в ближайшее время. Финансы могут быть как на счетах компании, так и те средства, которые должны партнеры или клиенты.
В какой-то момент владелец бизнеса понимает, что в ближайшее время придется платить налоги, зарплату сотрудникам, проценты по кредитам и рассчитываться с поставщиками. Платить придется – факт. А денег для этого не хватает. На графике кассовый разрыв выглядит как ножницы: поступления падают, а расходы держатся на прежнем уровне или даже растут.
В каких ситуациях бывает кассовый разрыв?Когда предприниматель понимает, что оказался в кассовом разрыве, возникает стресс. А еще финансовый директор подливает масла в огонь. Говорит, что бизнес оказался в неизбежном кассовом разрыве. Не-из-беж-ном! Кому это понравится? Мне ближе другая фраза: нормальный кассовый разрыв.
Надо признать, что кассовый разрыв — это нормально, предсказуемо, ожидаемо. Нет компаний, у которых их нет. Разрывы возникают в четырех случаях:
- При проектном финансировании
- При сезонном закупе
- При сезонном спаде продаж
- При масштабировании бизнеса