Режим работы: ПН-ПТ 9:00 - 18:00 по Московскому времени | Работаем по всему миру | email: can.consalt@gmail.com | tel: +7 (985)219-79-78
Напишите свой вопросWhatsApp

Первый кассовый разрыв – это нормально.
А все остальные?

Как избежать кассового разрыва
и что делать, если компания оказалась в такой ситуации? Разберемся в этой статье.
Меня зовут Наталья Эйдинова. Я финансовый директор более 25 лет. Поработала в разных компаниях: в розничной и оптовой торговле, автобизнесе, на производстве, в медицине и других сферах. Уже более 10 лет я – собственник консалтинговой компании Canconsult. За это время мы помогли сотням клиентов, которые столкнулись с кассовыми разрывами. В этой статье поделюсь своим опытом, как реагировать на разрывы и что делать, чтобы они не возникали.

Первым делом давайте разберемся, что такое «кассовый разрыв»?
Ситуация, когда денег у бизнеса намного меньше, чем ему предстоит заплатить в ближайшее время. Финансы могут быть как на счетах компании, так и те средства, которые должны партнеры или клиенты.

В какой-то момент владелец бизнеса понимает, что в ближайшее время придется платить налоги, зарплату сотрудникам, проценты по кредитам и рассчитываться с поставщиками. Платить придется – факт. А денег для этого не хватает. На графике кассовый разрыв выглядит как ножницы: поступления падают, а расходы держатся на прежнем уровне или даже растут.


В каких ситуациях бывает кассовый разрыв?
Когда предприниматель понимает, что оказался в кассовом разрыве, возникает стресс. А еще финансовый директор подливает масла в огонь. Говорит, что бизнес оказался в неизбежном кассовом разрыве. Не-из-беж-ном! Кому это понравится? Мне ближе другая фраза: нормальный кассовый разрыв.

Надо признать, что кассовый разрыв — это нормально, предсказуемо, ожидаемо. Нет компаний, у которых их нет. Разрывы возникают в четырех случаях:
  • При проектном финансировании
  • При сезонном закупе
  • При сезонном спаде продаж
  • При масштабировании бизнеса
Проектное финансирование
Компания получила сразу большую сумму, которую потихонечку тратит… тратит, тратит, тратит и в какой-то момент оказывается в кассовом разрыве.

Вы же понимаете, что он регулируемый? На старте проекта вы средства зарезервировали на будущие расходы и спокойно тратили. Все нормально. Всё под контролем.

Главное, не выходить за пределы лимита оплат. Если у вас резко выросли расходы, которые не были заложены при проектном финансировании, то нужно оперативно реагировать.

Сезонный закуп
Компания приобретает сезонный товар, например, товары для зимнего вида спорта. Закупаются они, в основном, у дилеров раз в сезон, и это создает большой отток денег. Совершенно точно эта сумма превышает ваши поступления. Вот и кассовый разрыв вдруг появился.

Стоп-стоп. Слово «вдруг» неверное. К нему нужно готовиться. Кассовый разрыв необязательно должен финансироваться текущими поступлениями. У вас к нему должны быть резервы, фонды либо другие источники финансирования.
Предприниматель предвидит такой закуп, планирует его и спокойно проживает.

Сезонный спад продаж
Еще одна вполне предсказуемая ситуация – сезонная. Классический пример – B2B-рынок в начале января. 11 дней клиенты отдыхают, а затем еще 10 раскачиваются. Продаж нет, но есть обязательства. Нужно оплатить зарплаты за декабрь, налоги за год, НДС за декабрь, за 4 квартал и так далее. Разрыв? Разрыв. Неожиданный? Ожидаемый, предсказуемый. К нему нужно готовиться заранее.
Масштабирование
Одна из самых распространенных ситуаций – масштабирование бизнеса. Например, компания выводит на рынок новую услугу или новый объект. Ожидаемо, что поступления в начальном периоде точно будут ниже, чем вложения. Потому что нужно нарастить оборотку. Она финансируется под новый проект самим бизнесом.

Согласитесь, что все эти события не являются неожиданными. Внезапным был только локдаун. И даже тогда 2 недели дали на подготовку, прежде чем всех закрыли.
Что делать, при возникновении кассового разрыва?
Пошаговый план действий.

Шаг №1. Успокоиться
По-хорошему, этот дефицит должен регулироваться максимум за 30 дней. Первая рекомендация – понять, что у вас есть время. Это поможет сохранить спокойствие и смотреть на ситуацию трезво.

Шаг №2. Взять ситуацию под свой контроль
Вы – владелец бизнеса. Значит, ситуация должна быть под вашим контролем. Кто-то пытается ее поручить подчиненным. Некоторые даже секретарям или администраторам. Это, конечно, зря.

Шаг №3. Ежедневная оценка ситуации
Поставьте задачу вашему финансисту информировать вас каждое утро. Чтобы вы видели остатки и поступления за вчерашний день и то, что нужно оплатить сегодня. Информацию вам предоставляет финансист, а решения принимаете вы и только вы, что платить, кому и когда.

Шаг №4. Внедрить приоритетность платежей
Каждому платежу присвойте приоритет. Как вы понимаете, платежи с высоким приоритетом выполняйте в первую очередь, с низким — в последнюю.
Примеры платежей с высоким приоритетом:
  • уплата налогов (здесь, надеюсь, вы все понимаете);
  • платежи по кредитам и займам (иначе будут начислены пени и пострадает кредитная история);
  • закупка материалов, чтобы бизнес продолжал работать.
Шаг №5. Договориться об отсрочке платежей
Например, пообщаться с постоянными поставщиками, скорее всего, они пойдут вам навстречу. Объяснить ситуацию сотрудникам. Да, это неприятно, но необходимо. Вы же понимаете, что вам нужно выиграть время.
Первый кассовый разрыв – это нормально, а все следующие?
В большинстве случаев первый кассовый разрыв удается преодолеть. И тогда предприниматели оказываются на развилке. Одни делают выводы. Другие решают смириться с ситуацией.

Мой опыт показывает, что предприниматель, который не сделал выводов из первого кассового разрыва, начинает попадать в них регулярно.

Что делать, при возникновении кассового разрыва?
Пошаговый план действий.

Шаг №1. Успокоиться
По-хорошему, этот дефицит должен регулироваться максимум за 30 дней. Первая рекомендация – понять, что у вас есть время. Это поможет сохранить спокойствие и смотреть на ситуацию трезво.

Шаг №2. Взять ситуацию под свой контроль
Вы – владелец бизнеса. Значит, ситуация должна быть под вашим контролем. Кто-то пытается ее поручить подчиненным. Некоторые даже секретарям или администраторам. Это, конечно, зря.

Шаг №3. Ежедневная оценка ситуации
Поставьте задачу вашему финансисту информировать вас каждое утро. Чтобы вы видели остатки и поступления за вчерашний день и то, что нужно оплатить сегодня. Информацию вам предоставляет финансист, а решения принимаете вы и только вы, что платить, кому и когда.

Шаг №4. Внедрить приоритетность платежей
Каждому платежу присвойте приоритет. Как вы понимаете, платежи с высоким приоритетом выполняйте в первую очередь, с низким — в последнюю.
Примеры платежей с высоким приоритетом:
  • уплата налогов (здесь, надеюсь, вы все понимаете);
  • платежи по кредитам и займам (иначе будут начислены пени и пострадает кредитная история);
  • закупка материалов, чтобы бизнес продолжал работать.

Шаг №5. Договориться об отсрочке платежей
Например, пообщаться с постоянными поставщиками, скорее всего, они пойдут вам навстречу. Объяснить ситуацию сотрудникам. Да, это неприятно, но необходимо. Вы же понимаете, что вам нужно выиграть время.
Первый кассовый разрыв – это нормально, а все следующие?
В большинстве случаев первый кассовый разрыв удается преодолеть. И тогда предприниматели оказываются на развилке. Одни делают выводы. Другие решают смириться с ситуацией.

Мой опыт показывает, что предприниматель, который не сделал выводов из первого кассового разрыва, начинает попадать в них регулярно.

После третьего или четвёртого он привыкает и говорит, что это такая бизнес-модель, которая не может без кассовых разрывов. И… самое плохое, что эта точка зрения транслируется на всю компанию.

Теперь не только руководитель, а и сотрудники понимают, что кассовый разрыв в нашей компании нормально. Мы не платим по долгам — нормально. Мне могут не заплатить зарплату — это нормально. Если не платят, то я тоже стараться не буду. Круг замыкается, эффективность бизнеса снижается, кассовые разрывы накатывают, как волны, один за другим.

Мой совет – делайте выводы после первого кассового разрыва и старайтесь не допускать следующие.

С клиентами, которые к нам обращаются, мы придерживаемся следующей стратегии:
Шаг №1. Составить финансовую модель на год.
Шаг №2. Составить бюджет движения средств на год.
Шаг №3. Составить план движения средств на месяц.
Шаг №4. Составить платежный календарь.
Шаг №5. Создать реестр платежей на день.
Шаг №6. Договориться внутри компании.

Подробнее о каждом шаге вы узнаете в следующей статье.
Задайте дополнительные вопросы
нашим финансистам
Заполните форму с контактами, и мы свяжемся с вами не позднее следующего рабочего дня
Если во время консультации вы дополнительно хотите получить экспресс-анализ ваших показателей в сравнении со средними по отрасли, то обязательно заполните анкету, которая откроется после записи на встречу.
Читайте другие наши статьи
Показать еще